ИКЕБАНА СОГЕЦУ — традиционное японское искусство аранжировки цветов. Она тесно связана с живой природой, и раскрывает ее многообразие, красоту и гармонию
ТРАДИЦИОННОЕ ЯПОНСКОЕ ИСКУССТВО
ЧТО ЭТО ТАКОЕ
Икебана — традиционное японское искусство аранжировки цветов — теперь широко распространено по всему миру. Она тесно связана с живой природой и раскрывает ее многообразие, красоту и гармонию. И если в европейской флористике композиция демонстрирует мастерство автора, то в икебана создатель стремится выявить в композиции не свои пристрастия и вкусы и не свою индивидуальность, а природную красоту используемых растений, глубинный смысл их сочетания и расположения.
Европейцы отдают предпочтение декоративности работы (богатый колорит, пышность, нарядность), а японские мастера икебана стремятся к простоте и строгости, стараясь передать идею минимальным количеством материалов (причем особое внимание уделяется простым и скромным растениям), при этом индивидуальность автора и индивидуальность цветка находят друг друга
Школа икебаны Согецу самая молодая и популярная в мире и по сути своей авангардна, поскольку совпала по времени ее создания с мировыми авангардными течениями. И точно также нарушила прежде существовавшие устои в традиционном искусстве.
В 1927 году ее основатель — Софу Тэсигахара — художник, скульптор, смелый экспериментатор, провозгласил радость творчества и свободу творческого духа. Он утверждал, что создать композицию может любой — в любом месте, в любое время, из любого материала, в любой вазе или без нее! В работах Софу появились засохшие растения, стволы деревьев, корни, камни, пластик, металл, стекло, и т. д. Актуальность работ Софу чувствуется сегодня ничуть не меньше.
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ В НОВОЙ ТРЕТЬЯКОВКЕ
Когда к нам на занятия в творческие мастерские Новой Третьяковки приходят слушатели, то удивляются ретроспективным фото в начале курса и восклицают: «Неужели это все икебана?»
В настоящее время любой желающий может прикоснуться к драгоценным знаниям, которые дают методики японской школы икебана Согецу. Это своего рода, эстетический тренажер, который задействует и разум, и чувства. Принципы композиции, чувство пространства, пропорции, сочетание формы, цвета и фактуры — основа любой творческой профессии.
Я всегда утверждала, и продолжаю утверждать, что икебана — это самое лучшее, что может случиться с ландшафтным дизайнером на его творческом пути.
Самое интересное, что у нас даже появился детский формат обучения. А им может похвастаться даже не каждая Европейская столица. Дети в возрасте 5−7 лет, приходя на занятия к нам, в мастерские Новой Третьяковки, в игровой форме получают очень ценные навыки, которые потом остаются с ними на всю жизнь.
Работы учеников курса «Лаборатория растительных форм» Ведущие Ольга Коваль и Наталья Богданова